20170505ltС Александровой Ириной Анатольевной я познакомилась в декабре 2015 года, когда в нашем колледже проводились выборы в молодёжный парламент. Я была первокурсницей, только начинала учиться, и мне было многое интересно, и многое я пыталась познавать и осваивать.

Когда Ирина Анатольевна пригласила поработать в студенческой избирательной комиссии. Я с радостью согласилась. Выборы прошли, шумиха закончилась, а вот наша дружба с педагогом стала только крепнуть и развиваться.

Однажды я случайно увидела заставку на её рабочем столе – социальный педагог это эксперт, друг, советник, адвокат, общественный деятель, психотерапевт, посредник и тренер.

Мне стало интересно, как можно столько качеств и обязанностей совместить в одной профессии? И я решила взять у нашего социального педагога интервью. Как говорится, не прошло и года, и вот наше интервью состоялось!

- Ирина Анатольевна, и всё-таки – кто же такой социальный педагог?

- Само слово социальный говорит многое о нашей профессии. Те студенты, с кем я непосредственно работаю и кого курирую это дети с социальными статусами. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот (значит, студентам уже исполнилось 18 лет), дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды детства.

Студенты из многодетных и малообеспеченных семей, студенты, попавшие в трудную жизненную ситуацию, несовершеннолетние мамы, мамы, воспитывающие детей без мужа,  условно осужденные студенты и студенты, совершившие правонарушения, студенты из неполных семей…

20170505lt1

Я считаю, что социальный педагог это, прежде всего, друг и советник. Неважно, какой у студента социальный статус. Важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждому был дан необходимый совет, оказана консультация, своевременная помощь. Чтобы каждый обучающийся знал и верил – в колледже ему не только дадут азы выбранной профессии, но и научат жить в гармонии с собой и окружающими людьми.

- Некоторые преподаватели мыслят иначе. Для них главное чтобы студент их слушался и не перечил. Чтобы не выражал своё мнение, не отстаивал его. Педагоги считают, что главные действующие лица это они, а мы, студенты, лишь мелкие винтики мощного образовательного механизма…

- Ну… тогда это не педагоги, а просто случайные люди. Возможно, они отлично знают свой предмет. Но этого в современной модели образования недостаточно. Наша задача сформирована в федеральном государственном образовательном стандарте, где говорится, что мы обязаны оказать качественную образовательную услугу тем, кто выбрал наше образовательное учреждение, сформировать общие и профессиональные компетенции у обучающихся. А что такое компетенции? Это знания и умения.

Компетентен человек в той или иной сфере деятельности, либо не компетентен. Есть еще такое понятие, как общие компетенции. Это значит, научить студента правилам и нормам социализации, чтобы наши выпускники вышли из стен колледжа социально-ответственными личностями, с развитыми волевыми качествами, с умением решать адекватно самые разные жизненные проблемы, быть конкурентоспособными, суметь интегрироваться после получения диплома… И это, на мой взгляд, намного важнее, чем просто давать знания. Что толку, если студент будет знать, но не сможет полученным знаниям  найти

применение в жизни?

20170505lt2- Вы правы. А как быть в ситуации, когда студент сам не хочет учиться? Или учится только ради оценок – получил хорошие оценки, стипендию, закрыл долги, и всё… Хоть трава не расти. Или получил хорошие оценки незаслуженно, например, за участие в спортивных мероприятиях.

-А здесь опять-таки видна наша работа. Смогли мы заинтересовать студента, смотивировали ли его? Разобрались ли в каждой конкретной ситуации? Всё ли сделали как педагоги?  Мы любим повторять детям – ты должен, ты обязан! Да никто никому не должен по большому счёту. Есть студент, есть преподаватель. И кто главнее, кто «правее», покажет время.

Повторюсь – главный результат нашей работы это будущее наших студентов. Их благополучие, их умение найти работу, их умение жить, строить отношения, отвечать за родных и близких и за себя. Ну а про спортсменов я скажу следующее. Не все могут бегать и прыгать. Я, например, не могу. Но это не значит, что я плохой человек и плохой специалист. И не хотела бы я попасть на хирургический стол к такому врачу спортсмену. Или жить в доме, который построили студенты с липовыми оценками. Конечно, это моё личное мнение. И, по-моему, мы немного отвлеклись от темы.

-Тогда расскажите о своей работе.

- Вот тебе пример. Когда я заступила на эту должность, были студенты, которые не знали своих социальных прав. Например, сироты полностью оплачивали коммунальные услуги, тогда как обучающиеся очно освобождены от оплаты. Сегодня данную услугу оформили все. Я помогаю студентам оформить социальную стипендию, готовлю приказы на другие социальные выплаты.

Помогаю студентам оформить академический отпуск в связи с беременностью и родами. Недавно одна наша студентка получила такую возможность, так как воспитывает двойню. Помогаю оформить пенсии по потере кормильца. Например, есть у меня студентка-сирота. В свидетельстве о рождении отец не указан. Сейчас вышли в суд с заявлением об установлении отцовства.

И так как данный человек уже умер, девочка после установления отцовства будет получать пенсию по потере кормильца. Регулярно посещаю семьи, где воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей. Работаю в тесном контакте с субъектами профилактики – органами опеки, реабилитационным Центром, комиссией по делам несовершеннолетних, подразделением полиции по делам несовершеннолетних, следователями… За одно интервью всего не расскажешь. Работа интересная, сложная, а главное – это моё призвание, помогать, защищать, поддерживать в трудной жизненной ситуации.  

Почему-то принято считать, что сироты потребители, безынициативные и ленивые люди. Но это совсем не так. Прежде чем осуждать и клеймить, давайте задумаемся о том, что каждый из них пережил сильный жизненный стресс. Никто из них не родился таким, каким, возможно, стал. Они также как все мы хотели любви, заботы, ласки, надёжности и опоры от тех, кто их родил. А получили вместо этого предательство самых близких, детский дом либо чужих людей, которые приютили на время.

Но я горжусь своими подопечными. У нас в колледже студенты из числа детей, оставшихся без попечения родителей, самые лучшие. Например, Анастасия Тоболова. Постоянная ведущая мероприятий и праздников, отличница и красавица. Или Оксана Хороших, губернаторская стипендиантка. И её сестра Алёна, спортсменка,

победительница многих спортивных турниров, участница конкурса красоты. Или Влад Ярошенко, который баллотировался в молодёжный парламент Свердловской области, был участником районной команды КВН, играл главные роли в спектаклях, основал детское радио «Сириус» а сейчас покоряет столицу нашей родины.

И многие, многие другие. Всего на отделении подготовки специалистов среднего звена обучается 42 таких студента и 12 студентов со статусом инвалид детства. И ещё мне бы хотелось отметить немаловажный факт – я в любое время, по любому вопросу могу обратиться за помощью к директору колледжа. И знаю, что смогу эту помощь получить.

Галя Попко, студентка группы ЗО-21